Модельный РЯД |
||
МАШИНА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ВОДЫ |
Машина КО-009 предназначена для перевозки воды, поливки и мойки дорожного покрытия, а также
поливки зеленых насаждений. Машина также может использоваться для перевозки питьевой воды.
Машина представляет собой подготовленное шасси МАЗ-6303-040, на котором смонтировано специальное
оборудование. В состав специального оборудования входят следующие основные узлы: цистерна, опоры,
площадки, хомуты, окузовка, электрооборудование, боковая защита и ящик.
|
Цистерна представляет собой емкость круглого сечения диаметром 1800 мм и длиной 7000 мм,
с приваренными к ней эллиптическими днищами. Цистерна выполнена из углеродистой стали, толщиной
обечайки 4 мм. Эллиптические днища выполнены из углеродистой стали толщиной 8 мм.
В верхней части цистерны спереди и сзади имеются смотровые люки, закрывающиеся крышками. Люки
служат для заполнения цистерны водой и технического обслуживания. Внутри цистерны установлены
волнорезы, предупреждающие раскачку воды в цистерне при движении машины и гасящие инерционный
удар при торможении. Для исключения переливов при заполнении цистерны водой имеется специальная
контрольная труба, установленная в передней части цистерны. Эта труба также, соединяя внутреннюю
полость цистерны с атмосферой, предотвращает возникновение разряжения в цистерне при сливе воды
и, как следствие этого, сплющивание обечайки цистерны. Для повышения прочности корпуса
цистерны внутри ее имеются раскосы. В нижней части цистерны вварена обечайка с фланцем.
Обечайка служит для задержания в цистерне определенного количества воды при окончании ее разлива
с помощью водяного насоса. Эта вода используется для заполнения заборного трубопровода и водяного
насоса при заборе воды из водоема. На обечайке устанавливается клапан, предназначеный для
соединения и разобщения полости цистерны и всасывающей полости насоса. В задней части цистерны
установлен приемный лючок для слива воды. Внутренняя поверхность цистерны и всех находящихся
внутри узлов и деталей имеет антикорозийное трехслойное покрытие, нейтральное к воде.
|
Опоры
Для монтажа цистерны на шасси устанавливаются четыре опоры, каждая из которых, кроме третьей,
крепится к раме шасси с помощью четырех стремянок. Третья опора крепится к раме шасси четырьмя
болтами через прижимную плиту. Все четыре опоры в совокупности образуют цилиндрическое,
наклоненное назад на 1,5o ложе, на которое через резиновые прокладки укладывается
цистерна. Цистерна к опорам крепится четырьмя хомутами, представляющими собой металлическую ленту,
на концах которой имеются резьбовые шпильки.
Заполнение цистерны водой может осуществляться одним из трех способов:
- через верхние люки цистерны на специализированном заправочном пункте;
- из водоема с помощью водяного насоса машины;
- из водопроводной сети с помощья пожарных рукавов через вентили поперечного коллектора системы
трубопроводов машины.
|
Площадки.
Верхняя поверхность цистерны имеет боковые ограждения и площадки для перемещения оператора. Для
подъема на площадки имеются две лестницы.
|
Площадки обеспечивают доступ для проведения технических работ внутри цистерны, ремонта клапана и
волнорезов, осмотра цистерны изнутри. Площадки и лестницы съемные, крепятся к цистерне с помощью
болтовых соединений. Для удобства обслуживания площадки имеют ограждение. Эллиптическое днище с приемным лючком для слива воды. |
Окузовка устанавливается с обеих сторон цистерны и служит для размещения в ней 2-х рукавов диаметром 100 мм, предназначенных для забора воды из водоема или слива ее из цистерны (из приемного лючка). Окузовка представляет собой цилиндр, закрывающийся с торцов крышками и закрепленный на опорах с помощью хомутов. |
Задний смотровой люк и площадка. |
Боковая защита и ящик в своей совокупности представляют левую и правую боковую защиту машины. Ящик расположен между задней тележкой и кабиной с левой стороны, предназначен для размещения в нем оборудования для забора и раздачи воды. Ящик представляет собой металлический короб, закрывающийся крышкой. Крышка закрывается на два замка, открывается вверх и удерживается в открытом положении с помощью откидного упора. |
Трансмиссия служит для привода водяного насоса и состоит из узла отбора мощности, редуктора, водяного насоса и карданных валов. Редуктор и водяной насос крепятся к лонжерону с помощью кронштейнов и стремянок. |
Вращение от узла отбора мощности с помощью карданного вала передается на редуктор и далее также с
помощью карданного вала - на водяной насос НЦ 60/125А. Редуктор сверху закрыт крышкой с
сапуном, а снизу - крышкой со сливной пробкой. На боковой поверхности корпуса имеется отверстие,
закрываемое пробкой. Через это отверстие осуществляется заправка редуктора маслом и одновременно
контроль его уровня. В корпусе водяного насосаимеется щуп для контроля уровня масла в насосе.
|
Насос водяной НЦ 60/125А |
Тип насоса | Центробежный |
Частота вращения насоса номинальная, об/мин | 3500 |
Подача, м3 | 60 |
Напор, м | 115 |
Потрубляемая мощность, кВт | 32,4 |
Заборный трубопровод служит для осуществления возможности забора воды из водоема, фильтрации
воды при подаче ее из водоема в цистерну и из цистерны к соплам. Состоит из заборного трубопровода
с фильтром, колена, прокладок, хомутов и рукава, соединяющего заборный трубопровод с клапаном
цистерны. Заборный трубопровод имеет патрубок с навинченной на него всасывающей головкой, к
которой при заборе воды из водоема присоединяется всасывающий рукав с сеткой. При окончании забора
воды из водоема всасывающий рукав отсоединяется, а на всасывающую головку устанавливается
головка-заглушка. Процесс закачки воды из водоема осуществляется при открытом вентиле. Сетчатый фильтр представляет собой каркас, обтянутый сеткой, крепится снизу через прокладку к заборному трубопроводу. |
Напорные патрубки. |
Система трубопроводов служит для подачи воды от насоса к насадкам через напорный трубопровод,
к вентилям через напорный коллектор и через вентиль в цистерну. Вода из цистерны подается через
клапан и фильтр. Передняя труба с вентилями и насадками крепится стремянками к раме автомобиля.
Насадки соединяются с нагнетательным трубопроводом при помощи двух колен, шарнирные соединения
которых с трубами обеспечивают две степени свободы поворота насадков. Насадок состоит из корпуса,
дна и стальной прокладки, которая образует щель впереди насадка. Дно с прокладкой присоединяется
к корпусу болтами. Фиксация насадка в требуемом положении производится контргайкой и двумя гайками.
|
Система трубопроводов. |
Для выполнения поливки и мойки дорожного покрытия спереди машины установлены два насадка.
При работе машины в режиме поливки - мойки водяной насос при открытом клапане (последний открывается
с помощью пневмоцилиндра) откачивает воду из цистерны и подает ее под давлением к насадкам.
За счет изменения углов установки насадков к поверхности дороги, величины открывания вентилей
подачи воды к насадкам и различного режима работы водяного насоса происходит поливка или мойка
дорожного покрытия.
|
При использовании машины для перевозки воды подача воды из машины потребителям осуществляется
или самотеком через приемный лючок, находящийся сзади цистерны, или с помощью водяного насоса
через вентили поперечного коллектора. Пневмосистема служит для управления работой пневмоцилиндров клапана цистерны и коробки отбора мощности. Электрооборудование служит для обеспечения работоспособности машины при ее эксплуатации.
Электропневмоклапаны КЭМ-18 установлены в районе 2-ой опоры цистерны внутри правого лонжерона и
соединяются стальной трубкой с пневмоцилиндром клапана цистерны. Кнопки управления
электропневмоклапанами выведены на панель в кабине водителя.
|
Кабина расположена над двигателем, цельнометаллическая, сварной конструкции, двухместная.
Оборудована естественно - принудительной вентиляцией и отоплением. Для снижения вибронагруженности
рабочего места и улучшения плавности хода кабина в четырех точках подпрессорена пружинами с
амортизаторами. Для уменьшения аэродинамического сопротивления и экономии топлива на кабине
установлены аэродинамические обтекатели. Для обслуживания силового агрегата кабина опрокидывается
вперед с помощью гидравлического механизма. Надежность удержания кабины в опрокинутом положении
обеспечивается механизмом подъема и страховочным тросом. Сиденье водителя подрессоренного
типа, оборудовано гидравлическим амортизатором, регулируется в вертикальном и горизонтальном положениях.
В кабине имеются два спальных места для отдыха экипажа во время стоянки. Над ветровым стеклом
установлены вещевая полка, радиоприемник или магнитола, противосолнечные козырьки.
|
В кабине находятся органы управления машиной и контрольно-измерительные приборы. |
Включение - выключение водяного насоса и светосигнального оборудования, управление клапаном
цистерны осуществляется из кабины водителя с помощью выключателей. Манометр контроля давления
в водяной системе устанавливается на панели в кабине водителя.
|